Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Блок знаний 4 - Сведения по вопросам воспитания детей,
  у которых сформирована устойчивая зависимость от ПАВ


4.7. Тактика поведения педа­гога, социального работника при обнаружении признаков регулярного употребления наркотиков

*    Беседа с ребенком

*    Беседа с родителями

I. Беседа с ребенком

При регулярном потреблении наркотиков:

*    Никакой паники и драматизации, оставайтесь спокой­ными, так как страх и паника - плохие советчики.

*    Откажитесь от обвиняющей позиции - вы не следова­тель и не судья.

*    Не подменяйте собой специалиста, занимающегося ле­чением зависимостей.

*    При беседе используйте алгоритм разговора с подрос­тком.

*    Ищите стимулы к потреблению наркотика и признаки зависимости от наркотиков.

Для этого используйте ряд вопросов:

*    Какие ситуации предшествуют приему наркотиков? (оди­ночество? скука? обида, злость после ссоры с друзьями или родителями? давление компании?)

*    Бывает ли, что ты употребляешь наркотик, когда тебе на самом деле его и не хочет­ся?

*    Бывало ли так, что ты не мог отказаться? Пробовал ли ты отказаться?

*    Что из этого получилось?

*    Имеется ли у тебя тяга к наркотикам?

*    Можешь ли ты сам отказаться от нарко­тиков?

Если в ходе такой беседы выясняется, что употребле­ние наркотиков связано с давлением компании, неумением отказаться, что имеется тяга к наркотикам, были неудачные попытки прервать злоупотребление наркотиками — это мо­жет свидетельствовать о зависимости от наркотика.

Перечислите подростку обнаруженные вами в его по­ведении признаки зависимости («Ты сказал мне, что...), за­вершите перечисление предположением: «Мне кажется, что у тебя есть признаки зависимости». (Помните, что диагноз «наркомания» может поставить только врач).

Дайте возможность подростку самому оценить поло­жение вещей: «Что ты теперь обо всем этом думаешь?», «Что ты теперь собираешься делать?».

Далее, в зависимости от полученных ответов, следуйте разной тактике:

1. Подросток обесценивает значимость проблемы, на­пример, так: «Нет, я не наркоман... все употребляют нарко­тики... когда захочу — тогда и брошу...»

Тактика. Вернитесь к принципам школьной политики в отношении наркотиков, касающимся тактики педагогов в случае употребления и распространения наркотиков в шко­ле. Предложите подростку ясные соглашения, укажите на последствия несоблюдения договоренностей. Проясните подростку, что школьная политика в таких случаях предус­матривает информирование родителей и администрации школы.

Не допускайте последующего потребления, распрос­транения и торговли наркотиками в школе.

2. Подросток признает себя зависимым от наркотиков. Тактика. Попытайтесь предложить конкретные виды по­мощи или способствовать их получению:

*    поддержка педагога при беседе с родителями (дайте подростку возможность самому рассказать о своей пробле­ме родителям и поддержите его при этом);

*    предложите подростку воспользоваться специализи­рованным телефоном доверия (325-48-47): «Ты сможешь анонимно и бесплатно задать все интересующие тебя вопросы в отношении твоей проблемы, чтобы принять правиль­ное решение»;

*    предложите, но не навязывайте, помощь специалиста (врача-нарколога, психотерапевта), дайте необходимую ин­формацию о телефонах, адресах.

В том случае, если вы не преуспели с соглашениями и ситуация не улучшилась, вы должны проинформировать школьную администрацию и родителей и поставить перед подростком и его родителями ясные требования (например, обследоваться в консультативной службе, пойти к врачу).

II. Беседа с родителями

*    Удостоверьтесь, что вы не собираетесь «играть в обви­нения».

*    Помните, что родитель, с которым вы собираетесь встре­титься, встревожен и обеспокоен не меньше вашего.

*    Относитесь к встрече как к возможности совместно решить проблему подростка.

*    Ваше сообщение, обращенное к родителю, обязательно должно содержать пять элементов:

1. Что случилось на самом деле (например: «Я замечаю, что в последнее время Петя пропускает занятия, плохо выглядит...»).

2. Что вы чувствуете по поводу таких изменений (на­пример: «Меня это тревожит...»).

3. Что вы думаете по поводу таких изменений (напри­мер: «Мне кажется, это связано с употреблением наркоти­ков...», «Я думаю, что у него формируется зависимость от наркотиков...»).

4. Что вы хотите в данной ситуации (например: «Я бы хотела, чтобы мы вместе помогли Пете, потому что у него могут возникнуть проблемы не только со здоровьем, но с обучением, законом...» (сошлитесь на принципы школьной политики в отношении наркотиков).

5. Что вы уже сделали и собираетесь сделать (напри­мер: «Я поговорила с вашим сыном, он подтверждает про­блему с наркотиками. Он дал согласие на контакт с врачом, поэтому я пригласила вас на беседу. Я собираюсь встре­титься с вами еще раз после консультации специалиста и обсудить наши дальнейшие действия»).

*    Предложите свое посредничество при разговоре роди­телей с подростком. Если посредничество по каким-то мо­тивам не принимается, познакомьте родителей с алгорит­мом разговора с подростком.

*    Постоянно напоминайте родителям, что целью такого разговора является не наказание, а помощь подростку.

*    Предотвратите деструктивные действия родителей (физическая расправа, насильное удержание дома, лишение необходимого, лишение общения с членами семьи и т. д.).

            Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 4:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |