Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Проблемно-ориентированный блок знаний 1 - Сведения общепрофилактического характера.
 


1.6. Примерный план диагностической беседы-наблюдения

Проведение беседы-наблюдения по предлагаемому плану позволит достаточно объективно составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности ребенка к употреблению наркотических или иных одурманивающих средств.

Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности и затем, суммируя полученные результаты, вы получите количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определите группу риска изучаемого ребенка.

1. Проявляет ли ребенок относительно низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку.

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе, училище и т. д.

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

6. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей.

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные черепно-мозговыми травмами, инфекционными заболеваниями, в том числе связанные с патологией головного мозга.

8. Свойственна ли ребенку непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.

9. Отягощена ли наследственность - заболевания родителей алкоголизмом, наркоманией, патологией психической сферы.

Теперь подсчитывайте баллы:

*    За положительные ответы на 1, 2, 3, 4 вопросы начисляйте по пять баллов,

*    за положительный ответ на вопросы 6, 8 - по десять баллов,

*    за положительный ответ на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов.

Отрицательные ответы на любой вопрос оцениваются в ноль баллов.

Если получилась сумма:

*    не превышающая 15 баллов, с высокой степенью вероятности можно предположить, что ребенок в группу риска не входит;

*    от 15 до 30 баллов свидетельствует о средней вероятности вхождения в группу риска и, соответственно, дети требуют достаточно пристального Вашего внимания;

*    если Вы получили результат превышающий 30 баллов, не следует откладывать контакт со специалистом.

Тест, помогающий родителям получить приблизительный ответ на вопрос о том, какому риску подвержен их ребенок в связи с пробле­мой алкоголя и наркотиков

Отвечайте на нижеследую­щие вопросы, "да" или "нет".

1. Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пи­во, вино, водку)?

2. Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь про­дают несовершеннолетним?

3. Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что нормаль­но пить, курить, принимать лекарства в больших количествах?

4. Есть ли недалеко от дома, школы винные магазины (по доро­ге, в районе, до которых легко добраться)?

5. Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (дол­ги, недоедание) или в очень благоприятных материальных условиях, далеко отстоящих от возможностей окружающих.

6. Напиваются ли ваши соседи, нарушают закон или хулиганят в пьяном виде?

7. Есть ли в семье родственники со стороны матери или от­ца, зависимые от алкоголя или наркотиков (дед, дядя, отец, старший брат).

8. Пьет ли кто-либо в семье (употребляет ли наркотики) даже время от времени.

9. Даете ли вы детям полную свободу в поведении по отноше­нию к алкоголю и наркотикам?

10. Находится ли ваш брак в состоянии затяжного и серьезного конфликта (Постоянные ссоры, дни молчания. Отсутствие согласия в решении важных вопросов). Может быть, существует конфликт между другими взрослыми людьми, воспитывающими ребенка?

11. Ваш ребенок бывает с вами неохотно, неохотно разговари­вает, избегает контактов, замыкается в себе?

12. Часто ли ваш ребенок вел себя агрессивно в раннем детстве (до 10 лет).

13. У вашего ребенка постоянные неудачи в школе.

14. Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение по отноше­нию к своему будущему, обучению, профессии.

15. В раннем детстве вашего ребенка не принимали ровесники.

16. Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробу­ют наркотики?

17. Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолиро­ван, у него нет друзей?

18. Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе, что ждет удовольствий от употреб­ления алкоголя или наркотиков?

19. Был ли у вашего ребенка ранний (до 14 -15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?

20. Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Подсчет результатов:

Каждое "да" считается за одно очко. Итого "дп" =   .Чем боль­ше ответов "да", тем выше степень риска у вашего ребенка. Каждый вопрос соответствует научно исследованным факторам риска. Конечно, эти факторы неравноценны, (некоторые из них несут большую угрозу, некоторые - меньшую), однако приблизительную степень риска устано­вить можно.

От 1 до 6 - средняя степень риска, охватывающая практически большинство (90%) молодых людей и зависящая от ситуации во всем обществе, (например, цены и количество винных магазинов). В насто­ящее время это состояние считается более угрожающим, чем это было в 80-х годах. Вы можете влиять на многие элементы этой ситуации, например, на явление продажи алкоголя несовершеннолетним. Мало лю­дей реагирует на нарушения в этой области. Вы можете также поддер­живать профилактическую деятельность в школе, помогать ребенку, приобретать навыки воспитания и укреплять связь с ребенком.

От 7 до 13. Повышенная степень риска, охватывает значительную часть молодежи, зависит от местного круга общения и типа школы (от 1/3 до 2/3 учеников). Может быть, необходимо изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие. Необходимо участие детей в профилактической деятельности.

От 13 до 17 . Степень риска очень высока, охватывает от 10% до 15% учеников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Эта степень требует от вас большего участия и сотрудни­чества с другими людьми, например, со школьным учителем, други­ми родителями.

Больше 17. Крайне высокая степень риска, может означать необ­ходимость обращения к специалистам и терапии. Некоторые специа­листы считают, что период формирования зависимости у подростков мо­жет быть очень коротким - меньше полугода.

Даже если количество "ДА" очень большое, не впадайте в пани­ку. Будучи родителем, вы можете сделать очень многое для своего ре­бенка. Даже если уже необходима помощь специалистов, профессио­налы не много смогут сделать без вашего участия.

В этих ситуациях вы - самый важный и незаменимый участник.

Это, к счастью, не все. Кроме факторов риска специалисты вы­деляют так называемые факторы защиты. Ребенок, попадающий в зо­ну действия этих факторов, лучше защищен от проблем, связанных с психоактивными препаратами.

Ниже перечислены эти факторы:

1. Крепкая связь с родителями (семьей);

2. Интерес к учебе, хобби, духовному росту.

3. Интерес к религии.

4. Уважение к общественным нормам, законам, ценностям, авто­ритетам.

            Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 1:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 11 12
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |