Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Проблемно-ориентированный блок знаний 1 - Сведения общепрофилактического характера.
 


1.8. Пути формирования зависимости от ПАВ

*    Зависимость и привычка. 

*    Факторы, способствующие противостоянию употребления  ПАВ.

Очень часто люди, потребляющие ПАВ, говорят о том, что у них нет зависимости от наркотика, а лишь привычка, подобная таким, какие бывают у всех нормальных здоровых людей. У каждого из нас есть привычки. Часто мы даже не отдаем себе отчет в том, что те или иные действия совершаем не по своей воле, а действуя в рамках определенного «ритуала». В подавляющем боль­шинстве случаев, для того чтобы ответить на вопрос, откуда взялась та или иная привычка, как сложился тот или иной ритуал, нам при­дется приложить некоторые, иногда довольно значительные усилия. Мы не замечаем своих привычек, они живут внутри нас, в опреде­ленное время или в определенной ситуации подавая сигнал - «пора!». И ритуал исполняется. Так происходит до тех пор, пока мы живем «в ладу» с привычкой, неосознанно подчиняем ей часть себя. В каче­стве платы мы получаем покой, умиротворение, положительные эмо­ции.

Что же происходит, если по какой-то причине ритуал наруша­ется? Привычка тут же «оживает», приобретая черты капризного ребенка, надоедливой маленькой занозы, способной начисто испор­тить настроение. И часто,  для того чтобы не входить в конфликт с этим всегда несговорчивым персонажем нашего внутреннего мира, мы идем «на мировую» и исполняем ритуал, принося во имя этого маленькие, порой незаметные жертвы.

Поскольку на свете нет людей, полностью свободных от привычек, давайте проделаем следующее несложное упражнение. Оно поможет лучше почувствовать предмет разговора и сделает даль­нейшие рассуждения более понятными и близкими

1. Вспомните о каком-нибудь ритуале, который исполняете еже­дневно. Лучше не останавливаться на лежащих «на поверхности», таких, как утренний туалет. Подумайте немного подольше и вспомните. Может быть, это окажется привычка почитать перед сном или необходимость во что бы то ни стало не пропустить вечерний выпуск новостей.

2. Теперь «рассмотрите» свою привычку повнимательнее. От­метьте про себя, из чего складывается ритуал, какие действия вы выполняете? Какова их последовательность? Замечаете ли вы, как проделываете те или иные действия в рамках ритуала?

3. У каждого из нас были такие случаи, когда привычный риту­ал исполнить не удавалось. Что вы ощущаете в такие моменты? Попробуйте нарисовать свой «эмоциональный портрет» в эти мину­ты. Запишите пришедшие в голову мысли.

4. Вернитесь к моменту нарушения ритуала. Постарайтесь вспом­нить, какие попытки вы предпринимаете, для того чтобы «умилостивить» свою привычку. На какие уступки готовы пойти. Раньше встать? Опоздать на работу? Отказаться от еды, общения с домочад­цами, потратить последние деньги? Результат запишите рядом с «эмо­циональным портретом».

Вполне возможно, что то, что у вас получилось в результате, весь­ма напоминает портрет зависимого человека, а среди жертв оказалась работа, сон, еда, покой в доме. То есть, по сути, принципиальной разницы между привычкой и зависимостью нет. Действуют одни и те же психологические механизмы: «ритуал - нарушение - жертва - по­кой».

Но как бы там ни было возможные «жертвы» никогда не выхо­дят за рамки разумного и допустимого. Что же является фактором, ограничивающим разрушительные возможности привычки? Вряд ли любительница шоколадок станет красть их в магазине или отнимать у детей на улице. Также дикой любому нормальному человеку пока­жется мысль о том, что невозможность посмотреть в урочное время очередную серию любимой «мыльной оперы» может подтолкнуть человека к проявлению серьезной агрессии или насилию. От подоб­ных поступков его удерживает воля. Этот важнейший компонент личности позволяет на основе сложившейся у человека системы ценно­стей управлять его поступками, регулировать настроение и эмоцио­нальное состояние - держать себя в руках.

И воля и ценностные ориентиры формируются на основе воспи­тания и жизненного опыта. То есть накапливаются в процессе освое­ния действительности. Каждый прожитый день приносит человеку новый опыт и умение регулировать свои желания и потребности, соразмеряя их с общепринятыми нормами и требованиями внутрен­него «я». Умение управлять своими желаниями, одно из важнейших черт разумного человека, в значительной степени, если хотите, след­ствие тренировки.

Эмоциональное состояние человека в любой момент находится где-то в промежутке между восторгом и депрессией, радостью и го­рем, покоем и безумием. Совершено естественно, что мы стремимся проводить как можно больше времени, находясь в состоянии со знаком «плюс». Для этого у каждого есть свои способы - результат поиска, итог взросления. Умение создавать себе хорошее настрое­ние, радоваться, справляться с трудностями, вера в будущее не позволяют нам скатываться в уныние и погружаться в тоску при столкновении с жизненными трудностями. Так, при помощи внут­ренних ресурсов, собственного жизненного багажа, человек удержи­вает себя в «белой полосе» и выкарабкивается из «черной».

Наркотики позволяют изменять настроение и вызывать к жизни положительные эмоции, не прибегая к внутренней работе. Легкое счастье, бесконечная радость, и не нужно никаких усилий, чтобы почувствовать себя счастливым. Причем, ощущение счастья может быть при первых пробах наркотиков очень и очень сильным. Мно­гие наркоманы, для которых еще не наступило время знакомства с оборотной стороной романа с наркотиком, совершенно искренне говорят о том, что минуты наркотического опьянения были самыми лучшими в их жизни.

Познавая искусственное счастье, подросток очень скоро понима­ет его преимущества. Не нужно воспитывать себя, не нужно, шаг за шагом преодолевая трудности, расти и взрослеть. То есть у чело­века, употребляющего наркотики, не происходит той самой трени­ровки воли и накопления жизненного опыта, которые позволяют человеку «удерживаться на плаву».

«Забрасывая» себя в царство синтетического счастья, ребенок хочет достичь все больших и больших результатов - хорошего ведь не может быть слишком много. Быстрый и легкий переход в иной мир, изменение собственного сознания становится необходимым ри­туалом. В какой-то момент психика и эмоциональная сфера устают от экстремальных нагрузок, которые им приходится выдерживать, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения и испытывает эйфорию. Эта «усталость» приводит к тому, что со вре­менем изменяется «стартовая точка», из которой человек начинает двигаться в благостное лоно наркотика. Жизнь без наркотиков все чаще протекает уже не в хорошем или даже нормальном состоянии, а сопровождается подавленностью и депрессией - организм мстит за проделанное над ним насилие. Так начинается сползание к смер­тельно опасной черте. В какой-то момент, не прибегая к наркотику, человек не в состоянии удерживать себя от впадения в непроходи­мую тоску - сказывается отсутствие тренировки и опыта управлять собой, не прибегая к использованию допинга. Наркоманы говорят: «Сначала ищешь наркотик, чтобы было хорошо, а потом - чтобы не было так плохо».

Из-за отсутствия сдерживающих факторов при­вычка перерастает в зависимость - человек уже не может справить­ся с потребностью исполнить ритуал - чем тяжелее переживать его нарушение, тем на большие жертвы готов пойти зависимый. Разрушаются социальные связи, привязанности, в соответствии с новыми потребностями перестраивается система ценностей. На этом этапе помимо психологических факторов, начинают работать биологиче­ские. Химические вещества, определенным образом встраиваясь в обмен веществ, формируют и на этом уровне своеобразный ритуал, при нарушении которого, человек испытывает физические страда­ния. Круг замыкается. Для борьбы с зависимостью необходима воля, а каждый новый прием наркотика, как и вся «карьера» наркомана, способствует ее полному угнетению. На этом этапе человеку уже не вырваться из порочного круга без посторонней помощи. Он прочно увяз и не имеет сил для борьбы с все более и более порабощающей его зависимостью.

Резюме:           Несмотря на то, что привычка и зависи­мость при кажущейся непохожести имеют в своей основе одно и то же - ритуал, между ними существует и принципиальная разница. Она заключается в том, какова степень подчинения человека этому риту­алу. Можно сказать, что зависимость - это процесс сознательного подавления воли, что гораздо серьезнее, чем то, что мы привыкли называть распущенностью. И одними репрессиями и ограничениями зависимому человеку не поможешь - оказавшись в западне, он мо­жет принести в жертву последнее, что у него остается - собствен­ную жизнь. Для того, чтобы вернуться к нормальной жизни, жертва наркотика первые шаги в этом направлении может пройти, только опираясь на руку, способную оказать помощь и разорвать бесконеч­ную череду тоски, отчаяния и безысходности.

Самый важный фактор, влияющий на то, сумеет ли человек противостоять агрессивной среде и провокациям со стороны тех, кто заинтересован в увеличении числа жертв, вовлеченных в порочный круг. Речь идет о принципиальной внутренней позиции человека по отношению к наркотикам. При всем кажущемся разнообразии, этих позиций всего две - принимать наркотики или не принимать. Допускать или не допускать для себя возможность при каких бы то ни было обстоя­тельствах поддаться соблазну, давлению, любопытству. Если так, то, что мы, родители, можем сделать, чтобы повлиять на формирование этой позиции у собственного ребенка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, снова необходимо вернуться к разговору о зависимости, но посмотреть на нее в несколько в ином ракурсе.

С самого момента рождения человек ни минуты не находится в изоляции. Он познает мир через общение с другими людьми. Роль родителей в этом процессе переоценить невозможно. Именно они формируют у малыша представления об окружающей действитель­ности, дают оценку действиям ребенка, объясняют, предостерегают, создают условия для накопления собственного жизненного опыта. Безусловно, роль родителей ни в коей мере не ограничивается и не может ограничиваться исключительно «контрольными» функция­ми. Атмосфера любви, понимания и взаимного уважения, существу­ющая внутри семьи, совместные переживания, общие маленькие победы, делают ребенка эмоционально зависимым от родителей. За счет этого он перенимает существующую в семье систему ценнос­тей, осваивает принятые модели поведения, которыми, не исключе­но, будет пользоваться на протяжении всей жизни. Как бы странно это ни выглядело со стороны, дочери алкоголиков часто выходят замуж за пьющих молодых людей. Казалось бы, уж они-то за свое детство натерпелись и насмотрелись такого, что должно начисто отвратить от желания общаться с пьющим человеком. Но все скла­дывается иначе. И только потому, что ребенок, с детства наблюдая за матерью, учится строить свою жизнь в соответствии с определен­ными внешними условиями. Вне этих условий, в случае отсутствия привычной череды событий, человек оказывается несостоятельным. А значит, он может чувствовать себя комфортно только имея воз­можность действовать в рамках усвоенной ранее модели поведения. В приведенном примере это и есть образ жены алкоголика. Другой пример еще более очевидно демонстрирует роль усвоенных в детстве поведенческих стереотипов - всем известная сказка о Ма­угли - литературный пересказ реальной истории. Только окончилась эта история в сказке и в жизни совершенно по-разному. Воспитанные животными дети после того, как попали в окружение людей, так и не смогли адаптироваться к новым условиям, оставаясь «внутри» настоящими волчатами.

В случае нарушения эмоционального контакта ребенка и роди­телей разрушается и эмоциональная зависимость - основа воспита­ния. Но поскольку человек не в состоянии существовать вне груп­пы - эмоциональные и в дальнейшем социальные связи необходимы для полноценного развития, то он начинает искать возможность «прикрепляться» кому-то вне семьи.

В условиях эпидемии подростковой наркомании крайне высока вероятность того, что группа, которую ребенок или подросток выбе­рет в качестве эмоционального «донора» будет заражена наркоти­ческим «вирусом». У такой группы система ценностей и общепри­нятые модели поведения в той или иной степени подчинены наркотику. Устанавливая с ней связь на уровне переживаний и впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость, ребенок начинает пере­нимать эти модели и оказывается связанным с наркогенной средой, а значит, и с наркотиком.

Это - начальный этап формирования наркозависимости. Он на­зывается социальная зависимость от наркотиков. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее нормам. Это касается одеж­ды, языка, отношений друг с другом. Одним словом, взглядов на самые разнообразные аспекты жизни, в том числе и на употребление наркотиков. Часто родители раздражаются, когда однажды ребенок возвращается из школы с проколотым ухом, наотрез отказывается завязывать шнурки на ботинках, рискуя рас­тянуться во весь рост, или не поддается ни на какие уговоры, чтобы все-таки сменить джинсы на обыкновенные «хорошие» новые брю­ки. «У нас все так делают, все так носят». В ответ на эту реплику родители попросту выходят из себя. «А если все будут прыгать с крыши, ты тоже будешь???» Кто из нас может похвастаться, что никогда не говорил своему ребенку этой знаменитой фразы?

Но дырка в ухе видна невооруженным глазом, а та брешь, кото­рую, возможно, уже успел проделать наркотик, увидеть подчас по­чти невозможно. Между тем степень привязанности ребенка к груп­пе и, соответственно, готовность выполнять ее требования может быть очень и очень высокой. В этом случае, оказавшись в группе, лояльно настроенной по отношению к возможности «побалдеть», под­росток будет стремиться попробовать наркотик, чтобы соответство­вать требованиям группы. Это - состояние эмоциональной готовно­сти к приему наркотика. Возможно, на первых порах ребенок будет пересиливать свой страх, мириться с неприятными ощущениями - лишь бы вновь не оказаться в эмоциональном вакууме. Свои «не­удачи» он скорее всего постарается скрыть от приятелей - что же это, у них - кайф, а у меня - сплошные неприятности. На первом этапе, в период экспериментов с наркотиками, подростки именно по этой причине пробуют все без разбора - не работает одно, возьмет другое, только бы, как и остальные, научиться получать удоволь­ствие. Полностью отсутствует контроль над своим состоянием, ни­какого значения не придается «правилам безопасности». Поэтому часты передозировки, отравления.

Но вскоре ситуация начинает из­меняться: организм приспосабливается к наркотику, и долгождан­ный кайф наступает. В этот момент, наряду с социальной зависимостью от наркотика, начинает формироваться психическая зависимость. Ее основой служит стремле­ние к изменению собственного сознания и получение удовольствия. В зависимости от того, какое именно наркотическое вещество по­падает в организм, состояние опьянения может выглядеть совер­шенно по-разному и сопровождаться очень не похожими друг на друга эффектами, вызывать различные ощущения и переживания.

На этом этапе употребление наркотиков чаще всего происходит в группе - вырабатывается ритуал, священнодействие, к которому готовятся, которого ждут. Самая главная опасность наркотиков за­ключается в том, что они способны на первых порах дать человеку почувствовать настолько необычные, часто очень приятные ощуще­ния, что многим даже не с чем сравнивать их - в «обычной» жизни ничего подобного испытывать не приходилось. Поэтому желание вновь и вновь почувствовать наслаждение можно назвать в опреде­ленном смысле естественным или, по крайней мере, объяснимым. Взрослые очень часто не принимают это обстоятельство в расчет, считая, что «все это - дурь, мало ли чего захочется - возьми лучше, книжку почитай».

Например, разговор специалиста с родителем:

*    Моя дочь курит марихуану. Первый раз попробовала давно - два года назад и теперь никак не может остановиться. Я сразу же узнала - она сама рассказала, у нас с ней принято всем делиться. Никогда не начинаю ей с ходу нотации читать - пытаемся вместе разобраться, если что-то не так.

*    А что вам дочь тогда рассказала? Постарайтесь вспомнить.

*    Она сразу сказала, что ей понравилось. Описала мне все, что чувствовала. Объяснила, что попробовала из любопытства - было ин­тересно, подействует или нет. Мы тогда очень долго об этом гово­рили. Решили, что больше таких экспериментов она производить не будет - слишком опасны эти игры. Я ей все объяснила, что знала, о том, как люди привыкают, как потом бывает трудно остановить­ся. И больше мы к этому не возвращались почти полтора года.

*    А потом дочь не сдержалась?

*    Да, и я об этом узнала от учителя - меня первый раз в жизни вызвали в школу. И сказали, что она курит наркотики. Мы опять с ней поговорили, она долго отмахивалась, но я поняла, что она уже привыкла. Я знаю, что от марихуаны не бывает «ломки», главное - отвлечься. После первого раза, когда она курила, я все об этом разуз­нала. Ходила к врачу, спрашивала, может ли она стать наркоманкой. Он мне ответил, что физической зависимости не будет и я успокоилась, решила, что с остальным справимся, если что. Мы. всю жизнь интересно жили, много ездили с ней и я, и отец, так что всегда были новые впечатления, было что обсудить.

*    Но ваша дочь продолжает курить?

*    Да, и не может остановиться - говорит, что не удержаться, очень хочется. Я поняла, что она этого дня ждет. Вся остальная жизнь ей неинтересна. Я теперь вспомнила, что когда мы с ней пер­вый раз говорили, она такими словами все описывала, каких я от нее потом больше никогда не слышала. Для нее это теперь что, действи­тельно главное? Я говорю: посмотри вокруг радостей в жизни - пол­но, интересного - хоть отбавляй, ты только жить начинаешь - столько всего впереди... А она молчит. Не возражает, но я чувствую - она мне не верит...

Используя механизм психической зависимости, наркотик уво­дит человека из реального мира все дальше и дальше в мир иллю­зий. Постепенно наркоман перестает интересоваться всем, что про­исходит вокруг него - он уже живет в другом измерении, где, как ему кажется, только и возможна настоящая жизнь. Исчезают инте­ресы, изменяются взгляды.

Все тоньше и тоньше становится ниточка, связывающая челове­ка с окружающей действительностью. Значимым становится только получение удовольствия. Постепенно начинает ослабевать даже вли­яние группы, которая еще совсем недавно целиком и полностью определяла весь жизненный уклад. Отпадает нужда в общении, в достижении успеха, в привязанностях, в построении планов. Этот комплекс изменений, затрагивающий все сферы личности, психо­логи называют синдромом амотивации. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу». Одновременно, как снежный ком, начи­нают вырастать и новые проблемы - отстраненность от жизни не прибавляет в ней порядка. Портятся отношения с родителями, куда-то исчезают друзья, появляются трудности с учебой и работой. То есть внешний мир становится все менее и менее привлекательным и с каждым днем остается все меньше желания оглядываться на него - человек уже живет один на один с наркотиком.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, к какому именно наркотику пристрастился человек. Некоторые из веществ не обла­дают свойством вызывать физическую зависимость - непреодолимую потребность организма в получении наркотика, который, уже уча­ствует в процессе обмена веществ. В этом случае последней стадией формирования зависимости становится психическая. Воля и разум человека полностью подчинены желанию продолжать употребление наркотиков - человек полностью разрушается как личность. Широ­ко распространено мнение о том, что если физическая зависимость не формируется, то и о серьезном вреде здоровью говорить не при­ходится. Это опаснейшее заблуждение - психическая зависимость ни­чуть не менее разрушительна. Именно она приводит к тяжелейшим депрессиям, служит причиной попыток самоубийств, толкает людей на необдуманные поступки, порождает отчаяние и страх перед завт­рашним днем.

В том случае, если к психической зависимости добавляется физическая (а это обязательно происходит при употреблении наркотиков-опиатов, к которым в первую очередь относится героин, и амфетамины, расстаться с наркотиком становится все труднее. Наряду с подавлением воли, наркотик приносит мучения и боль телесную.

Механизм привыкания к наркотикам на уровне органи­ческой потребности объяснить без привлечения специальных зна­ний из области биологии и химии довольно сложно. Важно понять только одно - наркотическое вещество становится жизненно необ­ходимым для нормального функционирования организма - как воз­дух, вода, пища. В отсутствие наркотика все органы и системы идут «в разлад» - начинается ломка, которая на профессиональном языке называется абстинентным синдромом или синдромом отмены. В этом случае прекратить мучения наркомана можно только с помощью новой дозы наркотика, или прибегая к специально разработанным схемам медикаментозного лечения.

            Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 1:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 11 12
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |