Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Блок знаний 2 - Сведения по вопросам воспитания детей,
  в отношении которых существует подозрение о возможном употреблении ПАВ.


2.11. «Социальный портрет» наркомана

Стремительно растет не только число потребителей наркотиков. Изменяются черты «социального портрета» наркомана. Прежде все­го, очень существенно снизился его средний возраст - 90% первых проб происходят в возрасте от 14 до 17 лет. Десять лет назад уход в наркотики для многих был «осознанным» путем - итогом неудач и разочарований, принятой в определенных замкнутых группах форм поведения (например, среди заключенных). Чаще всего, приходя к решению поэксперементировать с собственной жизнью, человек уже имел за плечами какой-то опыт, переживаний. Этот багаж, с одной стороны, удерживал многих из тогдаш­них приверженцев наркотиков от быстрого сползания в пропасть - на разрушение социальных связей и полное опустошение необходи­мо время, а, с другой, являлся той «соломинкой», за которую можно было удержаться, принимая решение порвать с наркотиком - чело­веку было что терять.

Сегодняшний наркоман-подросток, в чем-то еще ребенок, не имеет «за душой» ничего - не выйдя из-под родительской опеки, он стре­мительно «проваливается» в наркотики и именно там, уже в процес­се падения, начинает приобретать первый опыт самостоятельной жиз­ни. Такого человека труднее остановить - ему попросту не на что оглядываться. Его несоизмеримо труднее вернуть к нормальной жизни и освободить от наркотиков - не к чему апеллировать, не из чего создавать противовес. Наркотики становятся не просто частью жиз­ни, а основой личности молодого человека.

 «Общаясь между собой, современные подростки все чаще приме­няют слово «культовый». Например, культовые автомобили и мотоциклы, культовые джинсы, куртки, кроссовки, кепки, значки; культовые фильмы, рок-ансамбли, «хиты», журналы и книги.

По словарному определению культ - это религиозное служение божеству, а также почитание или поклонение чему-либо или кому-либо.

В целом, все известные нам с вами культы и основанные на культах культуры можно условно разделить на два типа:

1) Жизнелюбие, или Культ жизни, побеждающий смерть путем послу­шания, самоограничения и раскаяния - торжество Света над тьмой. На этом культе основаны многие светлые, радостные, богатые куль­туры, утверждающие здоровый образ жизни, сдержанность, долголе­тие, творческое сознание красоты, добро и любовь к человеку.

2) Уныние, или Культ смерти, побеждающей жизнь и окончательно, навсегда торжествующей над всеми живущими, независимо от их поступков и образа жизни - торжество темноты, поглощающей Свет. На этом культе основаны все темные культуры, справедливо называемые иногда антикультурами. В этих культурах здоровье, силы, молодость, богатство, любовь и даже сама жизнь человека обяза­тельно приносятся в жертву ради кратковременного избавления от власти «всемогущей» скуки, или смертной тоски. Одним из самых характерных симптомов той молодежной культуры, часть которой составляют наркотики, является потеря интереса и любви к обычной человеческой жизни. Все, что происходит с по­клонником наркотического культа, с его родными и с другими людьми представляет интерес лишь как возможность любой ценой получить свою дозу наркотика и отойти от этой жизни в иной, нечеловеческий мир».

Таким образом, изменилась вся система ценностей и предпочте­ний молодых, другим стало видение мира и своего места в нем. Оно затронуло все жизненно важные сферы человеческой личности, воз­ник новый «наркотический» тип молодого человека.

Основные чер­ты этой личности формируются, если и не под непосредственным влиянием наркотиков, то под влиянием взглядов, неминуемо про­цветающих при их употреблении. Предпочтение осознанному росту и развитию суррогатных способов получения удовольствия, возмож­ность разрешать любые жизненные трудности при помощи «ухода в никуда», а как следствие -эмоциональнаясоциальная и духовная недоразвитость- опасный путь, способный при­вести к распаду культуры как таковой.

Национальная культура, генофонд нации, духовность и процветание - мы не слишком часто задумываем­ся над этими понятиями, поднимаясь в своих рассуждениях до столь глобального уровня. Чаще нас интересует реальная жизнь с ее проб­лемами, перспективами и вариантами развития. Мы стремимся к благополучию и безопасности для себя и для своих близких, заняты построением планов на будущее и полны надежд. Нас интересуют экономические перспективы, мы рассчитываем на то, что, честно делая свою работу, можем ожидать от государства помощи и под­держки, если окажемся в ситуации, с которой не в состоянии спра­виться самостоятельно.

Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 2:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9 10 11 12 13
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |