Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Блок знаний 2 - Сведения по вопросам воспитания детей,
  в отношении которых существует подозрение о возможном употреблении ПАВ.


2.13. Меры, предпринимаемые  досуговыми учреждениями по профилактике употребления ПАВ

*    Стратегия поведения при подозрении о приеме ребенком ПАВ

*    Занятия спортом — альтерна­тива употребления ПАВ

Как же вести себя с наркоманом? Нужно ли сообщать родителям наркоманов о том, что их дети больны, если у вас есть подозрения? Обязательно нужно. Родители ребенка могут быть неопытны и даже не ожидать такого. В таком случае предупреждение может помочь им быстрее приступить к необходимым действиям. Даже если они оскорбятся и не поверят вам, ваши слова все равно помогут. Позднее они поймут свою неправоту и будут вам благодарны. Главное — это поможет установить контакт с родителями в борьбе за спасение ребенка, ведь добиться успеха в этом деле можно только сообща.

Совет родителю: Если вы узнаете, что друг (подруга) вашего ребенка употребляет наркотики, обязательно сообщите его (ее) родителям. Конечно, если вы не связаны словом, данным своему ребенку, не делать этого. Как легко подчас даются такие обещания («Будь спокоен, не скажу»), так легко и нарушаются. Такого слова просто нельзя давать, ведь наркомания — не личное дело вашего ребенка, его друга или ваше. Конечно, сообщать родителям о своих подозрениях можно, если они не наркоманы и не алкоголики. Такие родители, сами, будучи людьми больными, а часто и асоциальными, просто не в состоянии адекватно воспринять сообщение подобного рода, и ваша информация может серьезно повредить ребенку-наркоману.

Учителю же, узнавшему, что один из его подопечных — наркоман, в любом случае надо будет взять его под тщательный педагогический контроль, уделять ему как можно больше времени и внимания, тактично вовлекая в эту работу своих учеников. Но при этом надо иметь в виду, что наркоман может воспользоваться вашим вниманием в своих, скажем прямо, дурных целях. Если его одноклассники утратили бдительность, он может начать потихоньку воздействовать на них, рассказывая об удивительных мыслях, видениях, состояниях, которые переживаются во время эйфории, а то и напрямую предлагая купить у него наркотики. От учителя потребуются немалые усилия, чтобы правильно решить задачу с двумя неизвестными.

а) как не допустить ранящего унизительного любопытства со стороны учеников к их товарищу-наркоману, пресечь насмешки, презрение, демонстративное отстранение от него, образование вокруг наркомана убивающего вакуума, равнодушия, не превратить юного наркомана в изгоя в школе;

б) как при всем этом не потерять других учеников, пока что не употребляющих наркотики, как научить их противостоять соблазну, не попасть в паутину наркомании.

Отличительная черта нынешней родительско-педагогической сферы воспитания — это скромные знания в этой области. О том, что такое наркотики и наркомания, не знают толком ни родители, ни учителя. Знают только одно — это плохо, но этого недостаточно, чтобы в семье и школе проводить профилактику. А дети подчас знают больше родителей и учителей. Но их знания, изначально полученные от тех, кто служит наркобизнесу, недостаточны и искажены. В них превалирует информация об удовольствиях, доставляемых наркотиками. И вот эти знания они потихонечку передают друг другу.

Пришла пора проводить с учениками откровенные разговоры. Необходима организация разъяснительной работы в школах по поводу наркотиков и наркомании. Многопрофильная работа — беседы, диспуты, сочинения, выражающие взгляды на эту проблему, и т. д. — будет способствовать формированию у учащихся активного неприятия наркотиков как их жизненной позиции.

Тогда и не будет, возможно, этих мучительных вопросов:

«Как вести себя с наркоманом?», «Как общаться с ним?»

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков, предполагает разработку альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могло бы быть в социально-нормативных рамках реализовано желание риска, острых ощущений, быстрой реакции и повышенной активности, столь свойственное молодым. Выделяют четыре варианта программ, альтернативных злоупотреблению наркотиками.

1. Предложение специфической активности (например, путешествие с приключениями), которое вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление различного рода препятствий.

2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятие творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т.д.).

4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Эти программы особенно эффективны в группах высокого риска и группах, отклоняющихся от норм поведения.

В последнее время разрабатывается подход, направленный на укрепление здоровья. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Основной упор здесь делается на умение человека поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии и успешно противостоять отрицательным факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это позитивная концепция, в которой за основу приняты социальные, личностные и физические возможности человека.

Занятия спортом - альтерна­тива употребления ПАВ

Уникальное свойство спорта — это постоянное удовлетво­рение стремления к экспериментированию, поиску новых, нео­бычных ощущений и переживаний. По данным многочисленных социологических исследований, доминирующим мотивом при­общения к наркотикам является любопытство, желание побы­вать за гранью реальности. Сфера спорта открывает перед лич­ностью мир безграничных возможностей человека, уникальные резервы собственного организма. В этом отношении спортив­ная деятельность может рассматриваться как альтернатива наркотикам, предлагающая вместо иллюзорного решения пробле­мы личностного становления реальный путь формирования сильной и здоровой личности.

В наркотике многие видят средство освобождения от некое­го внешнего контроля (родителей, школы и т.п.), иной зависимости. Но спорт в этом смысле более эффективен. Заложенные в нем здоровая состязательность и свободный творческий поиск помогают подростку в формировании собственного внутренне­го мира, но мира реального, который и является залогом под­линной свободы личности.

Нередко основным мотивом первоначального употребления наркотиков выступает желание чувствовать себя сильнее. И в этом спорт самый надежный помощник.

Часто употреблением наркотиков молодежь стремится по­гасить состояние тревоги, избавиться от избыточного самоконтроля, застенчивости. Хорошо известно, что и в этом спорт — непревзойденное средство.

Очень важной особенностью занятий спортом является ус­тановление глубоких личностных отношений с тренером. Для многих подростков тренер становится более близким и довери­тельным человеком, чем родной отец. Это тем более важно для детей из неблагополучных и неполных семей, в которых влия­ние и авторитет отца отсутствует. А ведь в большей степени именно из таких семей пополняются ряды наркоманов. Для этих подростков тренер станет важной фигурой социализации лич­ности, носителем позитивных морально-этических ценностей в противовес деформированной морали неблагополучной семьи.

Известно также, что более половины наркоманов начали употреблять наркотики в компаниях сверстников. То есть увле­чение наркотиками — явление групповое, атрибут определенной групповой субкультуры, проявление негативной формы коллективистского сознания. Спорт же предлагает здоровую форму командной солидарности, основанной на проверенных временем надежных принципах взаимовыручки, самопожертво­вания, товарищества.

Таким образом, занятия спортом — это реальная альтерна­тива миру наркотиков.

Но сфера спорта — это не только непосредственные заня­тия. Спорт — это целый мир. Молодые люди с восхищением смотрят на выдающихся спортсменов, собирают автографы, фотографии, вырезки из газет. Они хотят подражать своим ку­мирам. Международный опыт показывает, что привлечение к борьбе с наркоманией выдающихся спортсменов — кумиров молодежи может очень эффективно воздействовать на сознание молодых людей и существенно препятствовать распространению наркомании среди молодежи.

Спорт — это стиль жизни. Занятия спортом формируют ха­рактер, воспитывают мужественные качества личности. Инте­рес к спортивной жизни, проведение досуга на спортивных со­ревнованиях удовлетворяет потребность человека в общении, коммуникации. Успешные выступления российских спортсме­нов на международной арене воспитывают в соотечественни­ках чувство гордости за державу и чувство патриотизма и граж­данственности.

Спорт всегда ассоциируется с оптимизмом, силой, красотой, благородством. Именно в этом направлении должны работать средства массовой информации, чтобы формировать у молоде­жи идеалы спортивного стиля жизни.

Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 2:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9 10 11 12 13
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |