Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Блок знаний 2 - Сведения по вопросам воспитания детей,
  в отношении которых существует подозрение о возможном употреблении ПАВ.


2.3. Причинно – ориентированная профилактика зависимости от ПАВ

В разделе рассмотрены задачи первичной профилактики, которые в большей степени ложатся на семью, т.е. родителей ребенка. В материалах рассмотрены вопросы, причинно-ориентированной профилактики зависимос­тей у детей и подростков в родительской семье.

*    Профилактика зависимостей у детей и подростков

*    Личность ребенка

*    Социальное окружение

Профилактика зависимостей у детей и подростков

Предотвращение зависимости — это частная область поддержания здоровья.

Назначение профилактики в этой области — воспрепят­ствовать формированию проблемного, в том числе зависи­мого, поведения, прежде всего у детей и подростков.

Исторически в медицинской практике хорошее здоро­вье понималось как что-то само собой разумеющееся, как устойчивое состояние, нарушения которого могут оцени­ваться и корректироваться путем медицинского вмешатель­ства. В последние десятилетия хорошее здоровье стало рас­сматриваться как качество, активно достигаемое людьми че­рез здоровый образ жизни. В этом контексте условия, со­действующие здоровью и благополучию, становятся особенно важными.

В прежние годы меры по предотвращению болезненной зависимости были направлены главным образом на сред­ства зависимости.

Профилактическая работа нацеливалась на изменение отношения к отдельным средствам зависимо­сти, инструментом профилактики служила устрашающая ин­формация. Однако такой подход ограничивался только формальной передачей знаний и оказался неэффективным. Знания сами по себе не дают гарантии для формирования соответствую­щего поведения.

Предотвращение зависимостей, которое прежде всего под­черкивает негативные последствия от злоупотребления наркотиками, оказывает зачастую отпугивающее воздействие. Для подростков воздействие, связанное со страхом, далеко не всегда приемлемо, так как страх, в силу особенностей подросткового возраста, может как раз послужить стиму­лом нежелаемого поведения и оказать прямо противопо­ложный эффект.

Содействие здоровью и здоровому поведению — так­тика современной системы причинно-ориентированной профилактики.

Такая тактика использует в качестве инструмента про­филактики увеличение контроля людей за собственным поведением и выходит за рамки традиционной системы здра­воохранения, поскольку направлена на здоровое население, а не на больных людей.

Основной контингент системы профилактики — это дети и подростки, так как привить здоровые привычки и ис­ключить плохие нужно как можно раньше.

Возрастная психология здоровья указывает, что наибо­лее благоприятный период обучения здоровому поведе­нию — это младшая школьная ступень. Все это обуславливает начало школьной профилактики зависимостей в этот возрастной период.

Профилактика зависимостей должна быть возрастно-специфической.

Задачей первичной профилактики на младшей школь­ной ступени является формирование здоровых привычек, поскольку к 11—12 годам привычки, связанные со здоро­вым поведением, стабилизируются и крайне устойчивы к попыткам изменения. Дети средней и старшей школьных ступеней обучения нуждаются уже в коррекции убеждений и привычек, угрожающих здоровому поведению. Тактика профилактических мероприятий у детей старше 11—12 лет включает в себя обучение способности преодолевать конф­ликты и кризисы, делать сознательный выбор в пользу здо­ровья, принимать на себя ответственность, преодолевать низкую самооценку и справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для здоровья и саморазвития. Опыт показывает, что самым актуальным и действенным для пре­дотвращения зависимостей у детей любого возраста явля­ется все то, что помогает укреплять их чувство собственно­го достоинства.

Современная профилактика зависимостей ориентиру­ется на их причины. Факторы, препятствующие формиро­ванию аддиктивного поведения, размещаются на тех же уров­нях биопсихосоциальной системы, что и факторы, способствующие его формированию: личность, социальное окружение (семья, школа, группа сверстников), общественные условия, среда (средства зависимости).

Личность ребенка

Все, что способствует повышению адаптивных возможностей ребенка, является фундаментом профилактики, на­правленной на личность. Сюда входит:

*    создание условий для хорошего самочувствия, жизне­радостности, удовлетворения естественной потребности ребенка (в безопасности, в исследовании мира, самого себя и своего тела; потребности в самореализации, общении и творчестве);

*    воспитание чувства самоценности и самоуважения, формирование духовных потребностей и нравственных идеалов;

*    укрепление способности преодолевать стрессы, пере­живать конфликты, справляться с эмоциональными трудностями здоровыми способами;

*    обучение навыкам самостоятельности, ответственности, реализации права голоса.

Социальное окружение

Факторы, препятствующие развитию  зависимостей, дол­жны обеспечивать семья, школа, а также группа сверстников.

Именно родители имеют постоянную возмож­ность формировать у ребенка качества, кото­рые помогут ему противостоять давлению не­благоприятных факторов, связанных с потреб­лением средств зависимости, и воспитывать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Причинно-ориентированная профилактика зависимос­тей у детей и подростков в родительской семье должна вклю­чать в себя:

*    устранение неблагоприятных условий непосредствен­ного окружения (гиперопеки, попустительства, дискриминации и подавления ребенка, аддиктивного окружения в семье);

*    создание благоприятных и безопасных условий для жизни и развития ребенка (открытое общение, взаимная поддержка, уважение и сотрудничество, доверие, совместный труд/совместный отдых, создание и укрепление семейных традиций, культивирование общих духовных ценностей, от­крытое выражение чувств, открытость к помощи извне);

*    укрепление самооценки ребенка (позитивное подкреп­ление);

*    укрепление осознанного отношения к ценности здоро­вья;

*    формирование духовных потребностей и нравственных идеалов;

*    укрепление личностной способности выдерживать и преодолевать стресс, конфликты, кризисы эмоциональные трудности;

*    воспитание критичного, основанного на правдивой ин­формации, отношения к удовольствиям, средствам зависи­мости и потребительскому стилю жизни;

*    улучшение качества организации деятельности и от­дыха;

*    укрепление права голоса детей и подростков (семей­ный совет, соучастие детей в принятии семейных решений);

*    укрепление функции позитивного родительского при­мера и поддержки ребенка семьей.

            Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 2:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9 10 11 12 13
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |