Справочная система методической поддержки учреждений социального обслуживания семей и детей
по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами ПАВ. (2008 год)
малый герб Санкт-Петербурга
2010 год Справочная система методической поддержки анти ПАВ
логотип Семья, верх
логотип Семья, низ

  Блок знаний 2 - Сведения по вопросам воспитания детей,
  в отношении которых существует подозрение о возможном употреблении ПАВ.


2.4. Как ребенок может быть вовлечен в употребление ПАВ

*    вовлечение продавцами наркотиков в школе

*    вовлечение другом ребенка - наркоманом

Школа

Не секрет, что наркотики часто распространяют в непосредственной близости от школ, а иногда и в самих школа. Родитель должен постоянно интересоваться, как обстоят дела в школе и при получении информации о случаях  распространения ПАВ в школе или вблизи ее, ни в коем случае эту информацию не замалчивать. Родитель может выступить на общешкольном родительском собрании, потребовать от администрации школы пригласить участкового инспектора для доклада о положении дел.

В школе помимо получения образования у детей по­является возможность вступать в контакт с разными людьми, заключать дружбу или пре­кращать ее, испытывать близость или держать дистанцию, находить свое место в группе сверстников.

Именно у педагогов есть постоянная возможность спо­собствовать развитию социальной компетентности детей.

Причинно-ориентированная профилактика зависимос­тей у детей и подростков в школе должна включать в себя:

*    устранение неблагоприятных условий школьного ок­ружения (аддиктивного окружения, дискриминации и подавления ребенка, негативных ожиданий и оценочного отношения со стороны педагогов, снижение давления обязательств);

*    создание благоприятных и безопасных условий для развития ребенка (уважение к праву голоса и естествен­ным потребностям ребенка в безусловном принятии его самого, в самореализации удовлетворении интересов и любопытства, в сотрудничестве со взрослыми; создание и ук­репление школьных традиций, создание безопасных зон отдыха в школе);

*    укрепление самооценки ребенка (позитивное подкреп­ление);

*    укрепление осознанного отношения к ценности здоро­вья;

*    культивирование духовных ценностей и нравственных идеалов;

*    укрепление социальной компетентности (тренинг на­выков, помогающих выдерживать и преодолевать стресс, кон­фликты, кризисы, эмоциональные трудности, находить свое место в группе, реализовать свое право голоса, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свое поведение и здоровье);

*    воспитание критичного, основанного на правдивой информации отношения к удовольствиям, средствам зави­симости и потребительскому стилю жизни;

*    содействие в реализации детьми права голоса (дис­куссии, совет класса, школьный совет, соучастие детей в принятии решений класса, школы);

*    укрепление воспитательной функции родительской семьи.

Опасность, исходящая от общения с наркоманом

Задумываясь о профилактике, родители чаще всего в первую очередь имеют в виду опасность, непосредственно исходящую от наркотиков, - чтобы не попробовали, не втянулись, не попали в беду. Вместе с тем, не менее грозная опасность исходит и от общения с наркоманом. Любой подросток может оказаться в ситуации, когда наркотики употребляет кто-то из друзей или близких. Необходимо объяснить ребенку, что в этом случае крайне важно с самого начала повести себя правильно и не наделать ошибок.

Из беседы специалиста с родителем:

*    Мой сын, ему 15 лет, дружит с наркоманом. Он постоянно приходил к нам домой, время от времени пропадал, - то в больницу попадет, то вообще неизвестно куда исчезнет, но потом опять появ­ляется. Меня это очень беспокоит.

*    Вы боитесь, что ваш сын тоже может начать употреблять наркотики?

*    И это тоже. Хотя мне кажется, что у него есть внутренняя защита от наркотиков. Он дружит с этим парнем потому, что хочет помочь ему, так он мне говорит, а не потому, что ему инте­ресны наркотики. Но меня больше беспокоит, что после того, как они встречались, мой сын ходил как в воду опущенный, такое ощущение, что на нем кирпичи возили...

*    Вы пытались расспрашивать его о том, что с ним происхо­дит?

*    Конечно, он ничего и не скрывает. Говорил, что Олег (друг) из него все силы вытягивает, что с ним очень тяжело общаться - энер­гия уходит как в бездонную бочку... Вот я и решила запретить Олегу к нам приходить. Объяснила, что все понимаю, знаю, как ему тяжело и сказала, что несмотря на это,  я- в первую очередь мать и не могу спокойно смотреть на то, как мой сын страдает... После этого он стал звонить мне, каждыйразговор продолжается час, иногда больше и все время одно и то же - как ему надоели наркотики, как он хочет бросить, как не хватает на это сил. Замкнутый круг.

*    И теперь вы. не знаете, правильно ли поступили, когда запре­тили Олегу у вас бывать?

*    Да. С одной стороны я лишила его возможности хоть с кем-то общаться, может быть, мой сын действительно смог бы ему помочь, а с другой — я видела, что нет никаких результатов. Олег продолжа­ет принимать наркотики, и теперь уже я не знаю, как прекратить эти звонки. Чувствую себя виноватой, все время об этом думаю, но звонки его и мне уже надоели, - я поняла, о чем сын говорил, об этой пустоте...

*    А вы не пробовали связаться с родителями Олега?

*    Что вы, он первое что сделал, взял с меня слово, что я никому не скажу. А я думала, что раз он мне доверяет, то я смогу ему помочь, согласилась, а теперь... Я не могу его обмануть... И с по­мощью похоже тоже не получается...

Приведенный выше диалог требует подробного комментария пси­холога. И мать и сын позволили потребителю наркотиков втянуть себя в круг его проблем и пострадали за счет этого, став созависимыми. Они превратились в заложников чужой болезни. Теперь они не только не в состоянии оказать помощь, но и сами нуждаются в консультации специалиста. К счастью, мать вовремя позвонила на телефон доверия...

Разберемся в произошедшем по порядку.

Олегу необходимы эти встречи, телефонные разговоры со своим другом и его матерью. В результате он получает неосознаваемую поддержку и возможность оправдания себя («меня кто-то принима­ет и понимает таким, какой я есть сейчас, следовательно, соглашает­ся с моим поведением, то есть я могу снова принимать наркотики»). Кроме того, Олег переносит свои негативные ощущения и пережи­вания по поводу собственной зависимости на плечи друга и его мамы, испытывая при этом чувство облегчения. Что происходит при этом с остальными участниками?

Они соглашаются принять эти негативные эмоции и «держат его в себе». При этом они ощуща­ют себя «спасителями». Спасать не получается (Олег продолжает принимать наркотики). Из-за этого у «спасителей» возникает чув­ство вины. Ухудшение эмоционального состояния у матери и сына и вызванное этим чувство раздражения на себя и на Олега вступают в конфликт с ролью «спасителей». Происходит обычный в такой си­туации процесс саморазрушения из-за нарастающего внутреннего кон­фликта. Таким образом, «спасители» оказываются втянутыми в замк­нутый круг созависимости. Виной тому - совершенные ошибки:

Ошибка первая. Помочь наркоману - не значит выслушать его и посочувствовать. Таким поведением вы лишь создаете дополни­тельные условия для того, чтобы человек продолжал употреблять наркотики. Единственная реальная возможность помочь - это сде­лать так, чтобы подтолкнуть человека к прекращению приема нар­котиков. Никакие разговоры и уговоры тут не помогут. Нужны дей­ствия.

Ошибка вторая. Каким бы близким не был вам наркоман, не тешьте себя иллюзиями, что эта близость сама по себе способна положить конец приему наркотиков. Не берите на себя роль спаси­теля, не надейтесь, что сами сможете вылечить своего друга. Вылечить наркоманию возможно только при участии специалистов - вра­чей и психологов. Единственное, что вы действительно можете сде­лать, это выразить свое отношение к тому, что он делает и поставить его перед фактом, что не намерены мириться с таким развитием событий. Ради собственной безопасности (в первую очередь психо­логической) объясните вашему другу, что в том случае, если он не прекратит употреблять наркотики, вы будете вынуждены расстаться с ним. Как ни тяжело решиться на такой шаг, это необходимо сде­лать. Наркоман действует на окружающих его людей как радиа­ция - опасности не видно, а вред здоровью огромен. Поэтому долго общаться с «активным» наркоманом очень опасно - может постра­дать психика. Кроме того, своим уходом вы, возможно, спровоциру­ете друга на активные действия, в то время как оставаясь рядом, будете, наоборот, выступать в роли «прикрытия».

Ошибка третья. Нельзя покрывать наркомана перед его род­ственниками. Пообещав однажды хранить тайну, вы встаете на очень опасный, а главное, совершенно тупиковый путь. Помните, что в большинстве случаев доверие наркомана - не то, чем следует без­оговорочно дорожить. Для зависимого человека единственной цен­ностью в жизни является наркотик. Поэтому все доверительные отношения используются часто    лишь как средство для создания со­ответствующих условий. Чем дальше вы будете заходить в стремле­нии «не выносить сор из избы», тем больше вам будет казаться, что еще чуть-чуть, вот-вот и вы справитесь с ситуацией своими силами. Знайте, что это ощущение многие наркоманы создают у своих «до­веренных» специально. «Я уже все понял, решил идти лечиться, вот только боюсь, до завтра начнет „ломать". Куда же я пойду „на ло­мах"?» Еще несколько слов о том, что «только ты и никто другой меня понимает», и мы уже готовы дать другу денег на последнюю перед «врачом» дозу. Чтобы не ломало. Поэтому никогда и ни­чего не обещайте наркоману. В противном случае через некоторое время он научится манипулировать вами столь искусно, что вы даже не будете видеть, что идете у него на поводу и уже не в состоянии понять, где его проблемы, а где ваши. Это и есть созависимость. Объясните, что ваше поведение и ваши действия являются откли­ком на его поведение и ни в коем случае не наоборот.

Итак, если ваш друг или знакомый принимает наркотики:

*    Четко и ясно объясните, как вы к этому относитесь.

*    Скажите, что готовы помогать ему лечится, но не намерены выслушивать как, когда и при каких условиях он согласится это делать.

*    Соберите максимум информации о службах и формах помощи и предложите другу варианты. Определите свою роль - ин­формировать и поддерживать, и его - принимать решения.

*    С самого начала оставьте за собой право действовать по ваше­му усмотрению.

*    Если ситуация не изменяется, у вас есть только один способ - уйти и прекратить с наркоманом всякие отношения, в первую очередь - доверительные.

*    О деловых отношениях с наркоманом не может быть и речи.

*    Не одалживайте ему деньги, не давайте свои вещи, не устра­ивайте ночевки и т. д.

Эти правила обязательно нужно обсудить с вашим ребенком. Разговор на эту тему не будет простым - возможно, ваш сын или дочь воспринимает происходящее как личную трагедию и готов де­лить с близким человеком все беды и невзгоды. Важно доказать, что, только следуя этим советам, можно надеяться на то, что ваши дей­ствия дадут реальные результаты. В противном случае вы не только не поможете человеку порвать с наркотиками, но и сами изрядно пострадаете от них.

Использованные материалы

Читайте также разделы блока знаний 2:       Оглавление
1   2   3   4   5   6   7   8   9 10 11 12 13
сведения против наркотиков


сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков
сведения против наркотиков

 

 
Яндекс цитирования | О справочной системе | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Дополнение | Глоссарий |
| Оглавление | ПАВ - психоактивные вещества | Anti Drug = анти ПАВ | Cсылки | Sitemap |
© Комитет по социальной политике, 2009
© Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья", 1995-2009
insite design © DAK, 2007, 2008, 2009
Rambler's Top100 | О центре "Семья" | КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ |